Успешное написание сочинения теперь будет обязательным условием для допуска выпускника к ЕГЭ. Писать сочинение в этом году предстоит школьникам из всех регионов России, включая Крым и Севастополь.
Более 600 тысяч учеников выпускных классов школ РФ в среду напишут итоговое сочинение. Вернуть в школы сочинение в качестве выпускного экзамена и обеспечить учет его результатов при приеме абитуриентов в вузы президент РФ Владимир Путин поручил правительству в декабре 2013 года.
Сочинение возвращается в школы с текущего учебного года, и его успешное написание теперь будет обязательным условием для допуска выпускника к ЕГЭ. По желанию итоговое сочинение смогут написать и выпускники прошлых лет, чтобы представить его результаты в вузы. Писать сочинение в этом году предстоит школьникам из всех регионов России, включая Крым и Севастополь.
Чтобы познакомить выпускников с процедурой написания сочинения, Рособрнадзор 20 ноября провел его апробацию, в которой приняло участие подавляющее большинство учеников выпускных классов. Апробация прошла успешно и не выявила никаких организационных и технологических сбоев.
О чем писать
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах были отобраны следующие направления тем итоговых сочинений: "Недаром помнит вся Россия…" (200-летний юбилей Лермонтова), "Вопросы, заданные человечеству войной", "Человек и природа в отечественной и мировой литературе", "Спор поколений: вместе и врозь" и "Чем живы люди?".
Сами темы сочинений школьники узнают за 15 минут до экзамена на месте его проведения. Одновременно темы будут опубликованы на сайтах органов управления образованием субъектов РФ, а также на сайте Федерального института педагогических измерений и на портале ЕГЭ. Темы будут разными для каждого из часовых поясов.
На апробации школьникам предлагали в частности такие темы: "Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы бы посоветовали прочитать другу?", "Можно ли обойтись без книг?", "Почему важно уметь сострадать другому?", "Зачем человек бросает вызов судьбе?" (по произведениям Лермонтова), "Способна ли книга сделать человека лучше?", "Какие вопросы задаёт жизни литература?", "Чем опасна вседозволенность?", "Почему так важно научиться понимать другого?", "Кого из литературных героев вы узнаёте в своих современниках?", "Легко ли говорить правду?", "Чем страшен эгоизм?", "Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?".
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением, однако дополнительные баллы за него при поступлении в вузы абитуриенты не получат.
Как писать
Писать итоговое сочинение обучающиеся будут в своих школах. Для выпускников прошлых лет и участников с ограниченными возможностями здоровья будут определены специальные места проведения экзамена. На написание сочинения экзаменуемым отводится 3 часа 55 минут, для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность проведения сочинения увеличена на 1,5 часа.
Рекомендуемый объем сочинения составляет 350 слов, минимально допустимый — 250 слов. Участнику нужно взять с собой на экзамен черную гелевую ручку, документ, удостоверяющий личность, при необходимости лекарства и питание. Писать сочинение необходимо на специальных бланках. Орфографический словарь должен быть выдан участникам на месте.
Во время проведения экзамена запрещено иметь при себе телефоны и смартфоны, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы сочинения.
Как будут оценивать
Оценкой за сочинение может быть зачет или незачет. В школе сочинение будет оцениваться по пяти параметрам: 1. соответствие теме; 2. аргументация и привлечение литературного материала; 3. композиция и логика рассуждения; 4. качество письменной речи; 5. грамотность. Для получения зачета выпускнику необходимо будет получить положительный результат по трем критериям, причем по первым двум — в обязательном порядке.
С результатами итогового сочинения участники смогут ознакомиться в местах сдачи экзамена. В случае получения незачета, можно будет пересдать сочинение 4 февраля и 6 мая.
Школьное итоговое сочинение может быть в дальнейшем учтено вузами при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.
Вузам рекомендовано оценивать сочинение уже по 10 критериям: 1. соответствие теме; 2. аргументация и привлечение литературного материала; 3. композиция; 4. качество речи; 5. оригинальность; 6. соблюдение речевых норм; 7. орфография; 8. пунктуация; 9. грамматика; 10. фактическая точность в фоновом материале. При этом выполнение первого и второго критериев является обязательным. Если за них выставлен 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется.
Порядок учета результатов итогового сочинения указывается в правилах приема, утвержденных вузами. Сканированный бланк сочинения выпускника будет доступен вузу через специально разработанные информационные ресурсы. При поступлении в вуз в заявлении абитуриенту нужно будет указать, что он желает предоставить для оценки свое итоговое сочинение.