В России собеседование обычно считается чем-то вроде допроса. Большинство граждан во время интервью с потенциальным работодателем мнутся, жмутся, боятся лишнее слово сказать и отчаянно стараются понравиться. Между тем устройство на работу – это не покупка раба или лошади, когда покупатель может посмотреть зубы и пощупать холку, а покупаемый покорно ждёт своей участи. Собеседование – это диалог двух профессионалов, которые взаимно необходимы друг другу. Исходя из этого, и нужно выстраивать беседу.
Диалог в ходе собеседования должен быть взаимным. Ведь это тот самый момент, когда вы можете не только себя показать, но и других посмотреть: подробно узнать условия работы, прояснить все детали, нащупать подводные камни и, исходя из этого, понять, устраивает ли вас данная вакансия. Так о чём нужно спрашивать в ходе собеседования, чтобы через пару-тройку недель после вступления в должность не осознать, что эта работа совсем не то, что вам нужно?
Во-первых, вам нужно решить, устраивает ли вас соотношение «количество работы – график – количество денег». Во-вторых, нужно точно понять, что от вас потребуют на новом месте, и сможете ли вы это выполнить. А если не сможете – есть ли шанс подучиться? В-третьих, если вас что-то не устраивает, можно попробовать договориться и изменить этот пункт. Вот всё это и надо спрашивать в ходе собеседования. Но не у всех и не сразу.
Первую информацию о вакансии вы получаете из объявления о поиске сотрудника. Следующий этап – короткая беседа по телефону. В этот момент проясняются лишь самые общие сведения о вакансии и требованиях к соискателю. Как правило, по телефону с вами разговаривает рекрутёр или даже секретарь. Поэтому не стоит в этот момент обговаривать какие-либо щекотливые детали или выдвигать дополнительные условия. «Девочка на телефоне» не уполномочена это обсуждать. В её обязанности входит лишь определить: стоит ли вас приглашать на собеседование или же вы совсем не похожи на то, что написано в объявлении.