Эта статья является комментарием к:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования"
Сегодня "РГ" печатает приказ минобрнауки РФ о порядке проведения такого тестирования в школах и вузах. По данным экспертов, в школах с наркотиками сегодня знаком как минимум каждый десятый ученик. В колледжах и техникумах ситуация еще острее. В вузах наркотики хотя бы один раз употребляли до 30 процентов студентов. И чаще всего речь идет о творческих, элитных вузах.
Одна из мер, которая поможет исправить ситуацию, - тестирование, направленное на раннее выявление тех, кто только попробовал наркотики или психотропные вещества. Напомним, что закон о тестировании в России вступил в силу еще в декабре прошлого года. Он гласит: тестирование состоит из двух этапов. Первый - социально-психологический, второй - медицинский, это медицинские осмотры и сдача нужных анализов.
Минобрнауки разъяснило, кто, как и где должен проводить социально-психологическое тестирование в школах, колледжах и вузах. Конечно, никто учеников на такие тесты за руку не потащит. Исследование будет исключительно добровольным. Если школьнику уже исполнилось 15 лет, от него потребуется письменное согласие. Если 15 еще нет, такое согласие дают родители. Директор школы, колледжа или ректор вуза обязаны составить списки тех, кто будет проходить тестирование, и утвердить состав особой комиссии из числа учителей. Эта комиссия и должна проводить тестирование в образовательной организации.
Могут ли родители прийти на тестирование и посмотреть, как ученики заполняют анкеты? Да. Они допускаются в аудитории во время тестов. А вот ученикам ходить по кабинету, общаться, заглядывать друг другу в опросники категорически запрещается.
Передумал проходить тестирование, не хочешь отвечать на какие-то вопросы - можно в любое время отказаться и уйти из аудитории. Все анкеты потом делятся на две группы: от тех учеников, кому уже есть 15 лет, и тех, кто не достиг этого возраста. Анкеты отправляются в местное министерство или комитет по образованию. Там специалисты за 30 дней обработают тесты. Затем результаты без фамилий учеников или студентов, но с указанием их места учебы, возраста, класса отправляются в местный минздрав или комитет по здравоохранению для планирования дополнительных мер по профилактике в конкретной школе или вузе.
Никто учеников на тесты за руку не потащит. Исследование будет исключительно добровольным
В школе или вузе останутся лишь документы, которые подтверждают согласие на тестирование от учеников, их родителей или студентов. Они будут храниться в условиях конфиденциальности в течение года. Какими будут анкеты, пока неясно. Минобрнауки предложило проекты опросников, они прошли обсуждение на сайте. Речь идет о так называемых опросниках Кеттелла, которые в том числе позволяют определить степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, неискренности и самоконтроля подростков.
Решающее значение отведено показателю "степень принятия моральных норм". Если коэффициент низкий, а степень неискренности, наоборот, высокая, есть повод думать, что подростка можно отнести к группе риска.
Анкеты, которые раньше использовались в ряде школ, иногда не выдерживали никакой критики. Например, шестиклассников спрашивали: "Когда вы в последний раз пользовались презервативами?" А если в анкете шли вопросы о курении, они были cоставлены так, словно все ученики заядлые курильщики. Бывало и такое: по решению местных властей в школу врывались бригады проверяющих с пробирками для мочи и слюны. Ученики в большинстве случаев тут же сбегали с уроков.
О чем могут спросить на тестировании
Вопросы из анкеты, предложенной минобрнауки ( с сайта проектов нормативно-правовых актов):
- Ты испытываешь неловкость, если тебе приходится просить друзей о помощи, в которой ты действительно нуждаешься?
- Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?
- Ты когда-нибудь делал так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-то причинам не смог ее сохранить?
- У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким, какой ты есть сейчас?
- Как тебе кажется, многие ли из твоих одноклассников считают тебя своим близким другом?
- Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?
Минобрнауки предложило проекты опросников, они уже прошли обсуждение на специальном сайте
- Когда другие вмешиваются в твою работу, бываешь ли ты иногда настолько рассержен, что мог бы оттолкнуть их?
- Если обстоятельства очень тревожные, а тебе обязательно необходимо сохранить спокойствие, тебе каждый раз удается это?
- Бывает, что ты часто испытываешь тревогу, оглядываясь на прошлый день?
- Тебе часто хочется делать противоположное тому, что от тебя требуют?
- Ты бываешь иногда настолько нервным и возбужденным, что тебя раздражают внезапные звуки?
- Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды?