Минфин предложил правительству вернуться к идее оптимизации государственных расходов на школы и другие социальные учреждения и возродить замороженную три года назад программу оптимизации «с учетом нынешних экономических реалий». Чем это обернется для образования, «МК» рассказал зампред комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава.
Учителя будут перебегать из школы в школу? фото: Наталья Мущинкина
— Михаил Николаевич, финансисты и в самом деле готовят российской школе новый раунд «оптимизации», а называя вещи своими именами, урезание расходов?
— Если говорить про образование, то оптимизацию никто и не сворачивал! Наиболее активно она проводилась в Москве, где в течение последних двух лет укрупнение школ привело к сокращению их количества в четыре раза. Авторы реформы объясняют, что оптимизация направлена исключительно на экономию административных и хозяйственных расходов. Но я не сомневаюсь: в ближайшие годы мы увидим негативный эффект и для образовательного процесса.
— И где, на ваш взгляд, он скажется сильнее всего?
— Наиболее опасная часть оптимизационной программы состоит в сокращении средств на оплату труда преподавателей в школах. Считается, что учителя-предметники могут работать сразу в нескольких школах при сохранении одной ставки. Кроме того, планируется делить материально-техническую базу сразу между несколькими школами. На практике это может означать, что на информатику дети со всего района будут ездить в одну школу, заниматься физкультурой в другой, а ставить опыты по химии в третьей. Можно также предположить, что и школьные библиотеки останутся далеко не во всех школах. Впрочем, к чему детям книги, если учитель литературы будет бегать из школы в школу, вместо того чтобы рассказывать детям про образ войны у Толстого или про взаимосвязь поколений у Тургенева?! И никаких больше занятий с отстающими после уроков, никакой подготовки к внеклассным мероприятиям!
— Но ведь сделать так, чтобы учитель работал на несколько школ, физически невозможно!
— А что мы имеем в средней школе? Сначала были утверждены федеральные образовательные стандарты нового поколения, в которых не прописано содержание образовательных программ, зато подробно рассказано о требованиях к организации образовательного процесса. Эксперты недоумевали, как рядовая средняя школа сможет соответствовать требованиям стандарта, не имея соответствующей материально-технической базы. Многие называли новые стандарты «оторванными от реальности», но реальность оказалась не там, где ее искали. Вместо того чтобы подтягивать обеспечение школ до уровня образовательных стандартов, школы будут «укрупнять». Действительно, какая роскошь для одной школы — иметь собственный лабораторный кабинет и спортзал с душевыми! Пусть спортзал работает сразу на весь район. А зачем каждой школе свой медработник или психолог? Они могут прибежать в случае необходимости, авось не опоздают. Такая вот логика.
— И она будет закреплена законодательно?
— В настоящее время в недрах Минобрнауки ведется разработка нового документа — Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Еще действует Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.». А на этом прекрасном фоне решено урезать на 10% сразу три федеральные целевые программы в сфере образования и науки: ФЦП «Развитие образования», «Русский язык» и «Исследования и разработки». Добавим к этому правительственную программу, предусматривающую сокращение 40% вузов к 2020 году. Получается замечательный коктейль из стандартов, программ, стратегий и концепций, которые противоречат друг другу. Между тем образование не может и не должно развиваться по принципу «куда подует ветер»!